В преддверии Рождественского поста: «Из слов к Тамбовской и Владимирской паствам 1859-1866 гг.»

28 ноября, в преддверии одного из главных христианских праздников — Рождества Христова, установленного в честь рождения во плоти Иисуса Христа от Девы Марии,  начинается последний многодневный пост в году — Рождественский. Он  длится сорок дней, и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Зачем он  установлен Церковью, чем отличается от других постов, как его нужно соблюдать, что говорят о посте святые отцы и о многом другом, Вы узнаете, прочитав слово святителя Феофана из книги «Сборник слов, посвященных Богоугодной жизни вообще. Из слов к Тамбовской и Владимирской паствам 1859-1866 гг.«

«УВЕЩАНИЕ К СОБЛЮДЕНИЮ РОЖДЕСТВЕНСКОГО ПОСТА»

C нынешнего дня начинается святой пост, Церковию Божиею установленный затем, чтоб приготовить нас к достойному сретению и прославлению воплощенного Бога, – в праздник Рождества Христова. Покоримся Церкви и вступим в подвиг поста и всех других благочестивых упражнений, соединенных с постом.

Икона Рождества ХристоваЕсть у иных поверье, будто этот пост не так велик, как, например, пост Святой Четыредесятницы; потому они небрегут о нем и проводят его кое-как. Это есть заблуждение, которого нечем оправдать. Церковь Божия предписала святить все четыре поста: Великий, Успенский, Петров и Рождественский, и долг наш святить их одинаково, хотя мера строгости пощения в них несколько различна. Наступивший пост точно легче Великого и Успенского поста; но эта льготность так незначительна, что сама не может не показаться строгостью для нашей немощи. Пусть в этот пост разрешено вкушать рыбу, но это только по субботам, воскресеньям и в праздники; во вторник же и четверток и рыба не разрешается; а в понедельник, среду и пятницу не рыба только не разрешается, но и вино с елеем.

Итак, когда святая Церковь не мимоходом как упоминает о сем посте, а с такою определенностью установила правила для него, послушным чадам ее прилично ли провести его небрежно, без внимания и даже памяти о нем. Освятим же его, – освятим восстановлением в мысли высокого его значения, строгим исполнением Церковного в нем устава и еще паче очищением совести в покаянии и укреплением себя Святым Причастием Тела и Крови Христовых.

Смотрите, как говорят о нем святые отцы! –  Один говорит (Дни Богослужения, Ч. 2, С. 33, Симеон Солунский – в ответах на вопросы): «Пост Рождественской четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Рождество Христово. ФрескаБожиих. А мы постясь сорок дней, созерцаем и приемлем Живое Слово – не на камнях начертанное, но от Девы воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной Плоти».

Другой учит (Лев. вел. бес. ХСII): «Хранение воздержания запечатлено у нас четырьмя временами, дабы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении, и что при рассеянии жизни всегда должно стараться нам постом и милостыней истреблять грех, который бренностию плоти и нечистотою пожеланий приумножается».

Вот как рассуждают Богопросвещенные умы и куда направляют силы и труды послушного благочестия! Примем же к сердцу внушение, столько нам благопотребное и спасительное.

Ведомо, что предел жизни о Христе Иисусе есть чистота и святость. Но житейские дела, а более суета очерняют и пятнают путников, идущих в сию область чистоты, нередко и против воли их. И вот, как для странника попечительные странноприимцы устрояют покоища, дающие отдых, трапезы подкВолхвы идут за звездойрепляющие и бани омывающие, – так и многопопечительная благость Божия в материнских недрах Церкви уставила посты – все четыре – с приглашением говеть в них, исповедаться и причаститься, – в отдых тем, кои утомлены многозаботливостию житейской, – в омытие тем, кои загрязнены и запылены грехами и нечистыми помышлениями, – в укрепление тех, кои ослабели и истощили силы духа борьбою или падением. Ревностный труженик, зайди под эту сень покоя, омойся в самоизготовляемой бане слез, укрепись предлагаемою небесною пищей и потом опять, подобно Илии, обновившемуся от пищи, Ангелом принесенной, бодренно емлись (отправляйся в путь) пути пустынного, пока достигнешь высокого Синая – праздника Рождества – для восприятий ощущений Бога, к нам приближающегося, по мере труда твоего и степени приготовления.

Или, что я обращаюсь к ревностному и бодренному? Горящие духом ревнители христианского жития сами, без напоминания, и попостятся, и долг христианский в пост исполнят, как должно. Но что сказать вам, больные изнеженностью, страшащиеся за здоровье от перемены блюда, модничающие независимостью и разорванием всех уз, налагаемых отеческими обычаями, возносящиеся выше облак и охочие – недальнозорко – указывать Вышнему в Его исправительных законоположениях и уставах несообразности с природою, вами же испорченною? Сказал бы вам одно: пискахом вам, и не плясасте: плакахом вам, и не рыдасте (Мф. 11, 17). Но в чаянии и еще остепенить борзость неудержимой мысли вашей и вашего своенравия, приведу вам на память яблоко райское, красное на вид и приятное на вкус, сгубившее и губящее род наш; чечевицу, лишившую чревоугодливого первородства; мяса, пустыню наполненную гробами похотений; небольшую часть меда, отнявшую победу и готовившую смерть сыну царя; тот пир, в котором свыше дана надпись: мене, текел, фарес(Дан. 5, 25), тогда же исполнившаяся (Мене, мене, текел, фарес (Meneh, meneh, tekel, upharsin). – По библейскому рассказу, во время пиршестваПир Валтасара царя вавилонского Валтасара и поругания его над священными сосудами, принесенными из иерусалимского храма, появилась кисть человеческой руки, которая начертала перстом на стене какие-то слова. Когда никто из вавилонских мудрецов не мог ни объяснить, ни даже прочитать написанного, призван был пророк Даниил; по его изъяснению слова эти означали: царство твое Бог исчислил (мене), ты взвешен на весах (фекел), т. е. оказалось, что в тебе недостает того, за что можно было бы продлить твое существование, и твое царство разделяется (фарес). – Примеч. ред.); и этого юношу, изъядшего вся, и желавшего потом насытиться от рожец, яже ядяху свиния (Лк. 15, 16); и богача, на вся дни светло веселившегося, а там — искавшего капли воды, чтоб устудить язык и не получившего (Лк. 16, 19, 22-25); напомню все сии пагубные следствия непощения и невоздержания, чтоб приложить к сему: имеете разум, учитесь же. И не будете яко конь и меск, имже несть разума (Пс. 31, 9), коим браздой и уздами челюсти востягивают, когда они упорствуют и не покоряются. У этих кормило – узда; а у разумных – разум.

Но есть разум кривотолкливый: не его я разумею; а разум здравый, меру свою знающий, не взимающийся на разум Божий, а ему покорствующий и волю свою смиренно под его иго подклоняющий. Его восставьте в себе и силу ему дайте. И он научит вас не отказываться от того, что Бог законоположил устами Церкви; а, напротив, сил не щадить в засвидетельствование своего послушного ей сыновства; научит не слушать опасливых за здоровье внушений, указывая не в посте, а в непощении источник нездоровья тела и расслабления души; – В сельской церквипрезирать неодобрительные возгласы сторонних, уверяя, что кто худо скажет о посте и постящемся, тот этим самым хуже скажет о себе, нежели о них; – не видеть и ныне безвременности в строгом исполнении уставов Святой Церкви, уясняя, что скорее они безвременны были тогда, как в первый раз вводимы были и еще не видели исполнителей, нежели ныне среди такого их множества; – прогонять робкие помышления о недостижении той меры поста, на коей он бывает спасителен, представляя, что, когда подобострастные нам постники – Моисей, Илия, Иоанн Предтеча, – в славе ныне почивающие, только еще полагали путь пощению, достижение высших его степеней было затруднительнее, нежели ныне, после стольких светлых примеров и опытов благоуспешных; – отстранять льстивую мысль о возможности заменить телесный пост духовным пощением, внушая, что скорее телесный пост состоится без духовного, нежели духовный без телесного; – видеть в истощении плоти меру обновления духа, и в степенях постничества – лествицу духовного восхождения, которой верхний конец утверждается на небе.

Такими и подобными помышлениями ограждаясь, мы дадим благому намерению послушания Церкви силу прорасти, окрепнуть и принести плод – дела покаяния и достойного прохождения предлежащего поста, в славу Господа, воплощением нашего ради спасения Себя истощившего, Которому и помолимся – луч света от рождества Своего, как звезду, на нас испустить, и тем, осветив примрачность поста, веселым и обрадованным шествием привести к Вифлеемским яслям, и тогда сподобить нас со Ангелами радостно воспеть: Слава в вышних Богу, и на земли мир: в человецех благоволение (Лк. 2, 14). Аминь.

Святитель Феофан Затворник

Сборник слов, посвященных Богоугодной жизни вообще. Из слов к Тамбовской и Владимирской паствам 1859-1866 гг.

О Рождественском посте можно также прочитать по следующим ссылкам:

Разъяснение основных песнопений Рождества Христова

Толкование паремий на Рождество Христово

Разъяснение ирмосов канона Рождеству Христову

Архимандрит Матфей, преподаватель МДА. Эортология и богословие Рождества Христова Часть 1. Часть 2

Профессор Михаил Николаевич Скабалланович. Христианские праздники. Всестороннее освещение каждого из великих праздников со всем его богослужением. Книга 4 Рождество Христово

Митрополит Антоний Сурожский. Рождественский пост. О посте и причащении

Протоиерей Александр Шлеман. Рождественское Богослужение в Православной Церкви

Пост пред праздником Рождества Христова